С момента основания нашего клуба (февраль, 2015 г.), коллектив тренеров проходит регулярные супервизии с психологом и руководителем семейного центра «Вместе», Галиной Батищевой.
В самом начале такого сотрудничества разбирались ситуации, которые касались в основном групп спортивно-оздоровительного этапа (дети от 3 до 6 лет)
Время идёт, дети растут и меняются, а вместе с ними меняется и характер вопросов, с которыми мы встречаемся в нашей работе.
На последней супервизии Галина помогала разбираться с одним из часто обсуждаемых вопросов в тренерской среде: «Почему детям иногда сложно проявить свои лучшие качества на турнире или соревнованиях?»
В процессе проработки данного вопроса, руководством клуба было принято решение о постепенном введении нескольких важных правил, которые в последствии станут основой кодекса этики поведения родителей, которые доверяют нам обучение своих детей.
Давайте познакомимся с основными моментами данной супервизии:
✅Почему мы настоятельно просим не давать детям рекомендаций, не согласованных с тренером?
Именно тренер является значимой фигурой и ведущим для ребёнка в выбранном направлении обучения. Обучение — всегда стресс для ребёнка и ему важно опираться на взрослого, чтобы справляться с учебным стрессом и преодолевать сопротивление. Если взрослых несколько, и они все говорят разное происходит внутренний конфликт, который стимулирует у ребёнка выброс гормонов стресса. Это блокирует учебный процесс, ребёнок находится в тревоге, доступ к уже сформировавшимся навыкам и умениям блокируется (особенно на турнирах), навык принимать решения не вырабатывается, мы получаем «деревянного игрока» на поле. Который в лучшем случае сыграет только по заданной схеме, а в худшей уйдёт в аффект (растеряется, самоустранится из игры, наоборот начнёт хаотично бегать по полю забивая голы, в том числе не в свои ворота).
Попробуйте впервые пойти учиться кататься на мотоцикле или ездить на лошади, представьте, что у вас одновременно два тренера, и каждый говорит свое. Как отреагирует ваш мозг? Скорее всего, сопротивлением. Но вы — взрослый и вы имеете доступ к знаниям, можете уже критически мыслить. Ребёнок этого делать не сможет. Если он видит, что родитель не уважает мнение тренера, не доверяет, даёт комментарии, противоположные тренерским — он также испытывает много тревоги. У него нет другого выбора — ведь самые главные люди в жизни детей до подросткового возраста это мама и папа. Это недоверие в итоге закладывается как блок, для творческого мышления, без которого ребёнок не может играть, и малейшее отклонение от выученных схем будет сбивать с толку. Чтобы до конца понять нашу мысль очень рекомендуем посмотреть фильм «Пеле: рождение легенды» и обратить внимание на то, что именно сделало Пеле лучшим игроком и как именно тренер разглядел нестандартную игру Пеле и помог ему. Если бы он не шёл за его уникальностью у нас был бы штатный игрок штатной команды.
Наш подход такой же. Мы хотим научить ваших детей мыслить творчески и действовать на поле творчески, опираясь именно на свои уникальные особенности. Это — навык, который поможет им на протяжении всей жизни.
✅Ещё хочется остановиться на том, как нашим детям мешает, когда взрослые слишком сильно тревожатся за результат.
И почему мы просим не ругать детей, если они ошибаются на тренировке или в игре.
Период детства имеет своей задачей учиться и тренироваться жить, добиваться своих целей, понимать чего именно хочется и что для этого нужно сделать, встречать препятствия, биться об них и находить законные способы их преодолеть или обойти. Причём сделать так, чтобы не причинить ущерба себе или другим, соблюдать границы и закон (например, правила игры на поле). Если ребёнок не ошибается в этом процессе — он не учится. Создайте ему стерильную мягкую среду, в которой он будет учиться ходить и он научиться ходить… только в этой комнате. Выпустите его в реальный мир, и он точно будет больно ударяться. Или вообще решит больше не пробовать. Как бы мы не кричали и не увещевали ребёнка — опыт он должен получит сам. Страх ошибиться будет мешать ему подстраиваться под реальность. Это значит, если на турнирах мы будем требовать сразу только положительного результата и ужасно расстраиваться, отчитывать или впадать в уныние, если ребёнок/команда проиграли — страх ошибки будет снова вызывать сильнейший стресс, выработку адреналина, который будет на физическом уровне препятствовать ребёнку применять все уже полученные знания и развитые умения. Это будет выглядеть как замирание, или наоборот хаотичная, нервная игра.
На турниры сейчас мы ездим в первую очередь получать опыт проигрыша и учиться на ошибках. Если дети постепенно снизят значимость ошибки на поле — они не впадут в ступор, не замрут или не начнут играть в аффекте хаотично и жестко — они будут хладнокровны, расчетливы, спокойны и уверены в себе. Это — единственно адекватный подход к спорту и футболу в концепции нашей работы.
Иначе как проигрышами, после которых будет разбор ситуаций и СПОКОЙСТВИЕ значимых взрослых (тренера и родителей) этого не добиться. После ошибки на поле или проигрыша дети должны увидеть, что никто не разрушился, это просто игра, это опыт и их ЛЮБЯТ и ЗАМЕЧАЮТ, как им было трудно и как они вообще то справились.
Обратите внимание, просто выйти на поле в новом месте, когда на тебя смотрят сотни незнакомых тебе людей и ещё ты боишься подвести родителей — это уже мощнейший стресс, МЕШАЮЩИЙ, а не помогающий играть хорошо.
✅Почему ещё важно давать детям ошибаться и даже сознательно создавать им эту ситуацию.
Мы можем сколько угодно объяснять ребенку теорию, но он должен столкнуться с опытом в реальности. Только тогда сформируются двигательные навыки, только тогда в похожей ситуации в будущем он не совершит ошибки, если у него было максимальное количество ошибок про это в детстве.
Сколько раз ваш ребёнок падал, когда начинал ходить? Сколько раз проливал водичку из чашки, пока научился держать ее правильно? Теперь представьте, что как только ваш ребёнок сделал первый раз глоток сам из чашки и пролил водичку на себя ему начать рассказывать, что он не должен был проливать. Мама будет закрывать глаза, папа говорить — я таким в твоём возрасте не был. Чего мы все добьёмся? Ребёнок точно потеряет опору на взрослого, почувствует, что с ним все плохо, и лучше тогда вообще ничего не делать или начнёт тревожиться настолько, что будет ругать себя сам или злиться на весь мир. Получится ли у него сформировать навык не проливать воду? Сомневаемся.
Именно исходя из этого мы не ставим своей целью результаты на турнирах и победы. Сейчас крайне важно сформировать у детей пул ошибок, чтобы они могли ориентироваться на поле, понимали, что ошибки не плохо, а хорошо и именно они помогают совершенствоваться и лучше ориентироваться в будущем.
✅Почему важно, чтобы вы поддерживали детей, а не критиковали и не ждали быстрых результатов?
Мы понимаем, как сложно не ждать результата, особенно когда вы вложились, ребёнок ходит не один год в группу и к самим себе вы предъявляете высокие требования. Однако просим вас постараться притормозить свои ожидания и посмотреть, реальны ли они. Для формирования двигательного навыка необходимо время, для каждого ребёнка по-разному. В каждом возрасте у ребёнка есть физиологические и психологические ограничения и задачи. При этом он должен уметь:
— ошибаться,
— падать не травмируясь,
— быстро, почти молниеносно принимать решения,
— регулировать свой стресс и эмоции (все же помнят, что красные карточки дают чаще всего за то, что игрок поддался эмоциям),
— слушать тренера на тренировке, но ориентироваться на поле на себя,
— помнить, что в команде ещё много игроков и с ними надо взаимодействовать, учитывая обстоятельства и особенности каждого
— не разругаться после проигрыша так, чтобы перестать играть вообще вместе и по отдельности.
— ❗️❗️❗️ Это труднейшие тренировочные задачи, решать которые готовы не в каждой школе и не каждый тренер обладает этим умением — ставить их перед детьми и решать их вместе с ними.
Также ОБРАТИТЕ внимание, что результаты на самом деле есть. Но Вам они не всегда видны. Поскольку тренируем мы не вас а ваших детей. Чтобы знать о них, пожалуйста, спрашивайте нас и учитесь нам доверять. Поверьте, мы занимаемся своей работой серьезно и нам хочется результатов не меньше вашего. Но мы знаем, как сохранить баланс и с наибольшей пользой организовать работу с детьми с заделом на более качественное и долгоиграющее обучение.
Учитывая вышеизложенное мы вынуждены ввести следующие правила для вас, дорогие родители. Надеемся на ваше понимание в этом месте. И естественно всегда готовы объяснить любые наши действия и позиции.
Итак:
- Запрещается давать комментарии и рекомендации детям относительно игры, особенно до, во время и после турнира, особенно идущие в разрез с мнением тренера. Игра — это поле ответственности тренера и детей.
- Родителей мы просим поддерживать детей, верить в них и успокаивать, если они расстроены. Ваша задача — любить их и давать им опору, веру, что они хорошие даже если ошиблись. Учить их бороться, добиваться, и играть будем мы. Мы умеем это делать, а с вашей поддержкой результат будет лучше и стабильнее.
- Отрицательный результат — тоже результат. Постарайтесь снизить значимость ошибок в жизни детей, и вы увидите, как на поле они перестанут замирать или впадать в эмоции. Вы увидите, как ваши дети, несмотря на юный возраст уже очень многое умеют. Главное — не отбить у них желание ошибаться и все равно продолжать.
- Если Вы не согласны с тренером — обсудите это с тренером и постарайтесь не вмешивать в это ребёнка. Иначе вместо тренировки мы опять упремся в стресс ребёнка, оттого что взрослые не могут договориться.
- Верьте своему ребёнку и в него. У него ещё впереди огромное путешествие под названием жизнь. И ее успешность зависит от того, насколько у человека хватает сил справляться с различными задачами жизни. И вряд ли мы сами когда-то научились бы этому, если бы сразу добивались желаемого.
Ваша «Динамика» и психолог Галина Батищева